Главная » 2012 Март 25 » Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия
Сравнение стоимости авианосцев и ракетно-космических систем противодействия | 16:07 |
Автор Олег Капцов 100 000 тонн демократии могут испортить день любой стране. Тем не менее, чем глубже я изучаю авианесущие корабли и палубную авиацию, тем чаще встречаю все новые и новые забавные детали об этом виде морского оружия. Сегодня я предлагаю читателям взглянуть на эту тему немного под непривычным углом – сравнить стоимость авианосцев со стоимостью их единственных достойных оппонентов - российских ракетно-космических систем, разработанных еще в Советском Союзе. Боевые возможности авианосцев обсуждать не будем – слишком много слов уже было сказано на эту тему. Несомненно лишь одно – авианосцы и авианосные ударные группировки являются опасным соперником, обладающим огромным наступательным и оборонительным потенциалом. Я не имею доступа к государственным секретам Российской Федерации, равно как не являюсь сотрудником верфей Newport News. Мой расчет стоимости основан на данных из открытых источников, по возможности я стараюсь найти действительные цифры и не использую аппроксимацию. В случае если это невозможно, я нахожу стоимость аналогичных систем, и, с учетом здравого смысла, проецирую цифры на исходный объект, всегда округляя их в пользу России. Бизнес-план Что ж, уважаемые читатели, предлагаю Вам вместе со мной сделать невероятное – посчитать стоимость авианосной ударной группировки ВМС США, с учетом постройки и эксплуатации всех, входящих в АУГ, кораблей и самолетов палубной авиации. Разумеется, состав группировки может меняется в зависимости от поставленных задач, но я не стал включать стоимость различные амфибийные группы или специальное оборудование, т.к. аналогичные задачи может выполнять российский ВМФ без помощи палубной авиации. Сразу отмечу, что расчетов будет два: для уже существующих сегодня систем и для перспективных систем ближайшего будущего. В стандартный состав АУГ входит собственно сам авианосец, его палубное авиакрыло (60 летательных аппаратов – обычно больше не бывает, иначе возникнут сложности с размещением, обслуживанием и транспортировкой самолетов), 4…5 ракетных эсминцев охранения, двух многоцелевых АПЛ и корабля комплексного снабжения для своевременного обеспечения АУГ топливом, провиантом и расходными материалами. Зачем авианосцу необходим такой многочисленный эскорт? Все-таки плавучий аэродром всегда является лакомой целью, тем более для многих военных флотов мира противодействие АУГ является основной задачей и для ее обеспечения выделяются значительные силы и средства. Грех авианосцу не выделить пол-дюжины кораблей охранения. С другой стороны, безопасность всей АУГ в значительной степени обеспечивается палубным авиакрылом (силы эскорта прикрывают только ближнюю зону), поэтому в случае утраты авианосца, АУГ превращается в заурядную немногочисленную эскадру. Итак, отсюда стандартный состав АУГ: - 1 атомный авианосец класса «Нимиц». Стоимость постройки – около 5 млрд. долларов. Стоимость эксплуатации самого корабля (без учета авиакрыла) – 10 миллионов долларов в месяц. 6000 американских моряков кушают в месяц гамбургеров на 1 млн. долларов. Впечатляет. Также необходимо учесть, что все американские авианосцы один раз в 20 лет проходят капитальный ремонт и модернизацию, стоимостью порядка 1-2 млрд. долларов. - 5 Иджис-сминцев типа «Орли Берк» (или, их предшественников – ракетных крейсеров «Тайкондерога», почти идентичных «Беркам» по размерам, вооружению и стоимости). Официальная стоимость каждого корабля – 1,2 млрд. долл. Весьма дорого для эсминца, пусть даже он является эталоном в своем классе… Но все познается в сравнении: стоимость постройки современного российского корвета пр. 22350 «Стерегущий» составляет 250 миллионов долларов. Водоизмещение Иджис-эсминца – 10 000 тонн, водоизмещение корвета – 2000 тонн. Помимо в 5 раз большего водоизмещения, Иджис-эсминец может поражать цели на воде, на суше, в воздухе и космосе, а наш корвет (несмотря на то, что он тоже лучший в своем классе) имеет куда более скромные возможности по обнаружению и поражению целей, на то он и корвет. Тем не менее, стоимость обоих кораблей может вызвать удивление у обывателя. Официальная стоимость эксплуатации Иджис-эсминцев составляет 20 млн. долларов в год ( в принципе, это согласуется со стоимостью эксплуатации авианосца - «Орли Берк» имеет в 10 раз меньшее водоизмещение и в 15 раз меньший экипаж). - 2 многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Стоимость постройки – более 1,5 млрд. долларов за единицу. Эксплуатация – 25 миллионов в год. - Палубная авиация. Самый интересный аспект! Состав палубного авиакрыла меняется в зависимости от стоящих перед АУГ задач, тем не менее количество летательных аппаратов на палубах «Нимицов» редко превышает 60 единиц: 2 эскадрильи ВМС и 1 эскадрилья Корпуса Морской Пехоты: итого 35…40 истребителей-бомбардировщиков F/А-18 «Хорнет». Зачем на авианосце эскадрилья КМП, спросите вы. Традиция-с. От авиации ВМС самолеты КМП отличаются лишь раскраской (цифровой камуфляж, стандартный для морпехов). Также, по официальным сведениям, в составе стандартного авиакрыла 4 самолета ДРЛО E-2 «Хоукай», 6 самолетов РЭБ EA-6 «Мародер» и 10 вертолетов (противолодочные MH-60 «Sea Hawk» и поисково-спасательные HH-60 «Pave Hawk»). Из частых гостей на палубе – транспортные самолеты C-2 «Greyhound» (одна из версий «Хоукая») , тяжелые транспортные вертолеты «Си Стэльен», «Си Кинг»; «Кобры» Корпуса Морской Пехоты. Я не стану скурпулезно подсчитывать стоимость последних, все-таки это сухопутная авиация, лишь от случая к случаю прилетающая на палубу авианосца. В расчет примем и стоимость самой продвинутой версии «Хорнета» - «Супер Хорнет». Цена истребителя – 55 миллионов долл. за штуку. Столько же стоят специализированные самолеты РЭБ «Мародер». Самые дорогие – воздушные командные пункты и самолеты ДРЛО: стоимость современных версий «Хоукая» достигла 80 миллионов долларов. Цена вертолетов «Сикорский» колеблется в пределах 20 миллионов долларов за летательный аппарат. Общая стоимость палубного авиакрыла составляет порядка 3 миллиардов долларов! В дискуссиях о стоимости эксплуатации палубных самолетов сломано немало копий. Хотя цифры лежат на поверхности, главное уметь их находить. Стоимость складывается из нескольких параметров, основные из которых – количество самолето-вылетов и стоимость часа полета летательного аппарата. В 2009 году авианосец «Энтерпрайз» отмечал круглую дату – 150 000 взлетов с его катапульт за 50 лет службы. Элементарная арифметика подсказывает, что в год с корабля выполняется 3000 самолето-вылетов. Разумеется, плотность вылетов колеблется во времени (во время нахождения в доке авиация не работает, во время боевых действий плотность вылетов, наоборот, максимальная). Тем не менее, будем исходить из средней цифры – 3000 вылетов в год. Стоимость часа полета зависит от типа самолета. Вот лишь несколько примеров: F – 16 Block 52 - 7100 долл./час F/А – 18E - 12 800 долл./час Для интереса приведу данные о Ту-160 - 30 000 долл./час А вот еще любопытная цифра: F-22 - 44 000 долл. за 1 час нахождения в воздухе! Стоимость часа полета ЕА-6 «Мародер» и Е-2 «Хоукай» примем равной часу полета сверхзвукового реактивного F/А-18. Чему равна средняя продолжительность вылета? Думаю, многие читатели согласятся, что ее можно принять в 2,5 часа (помимо многочасовых вылетов боевых воздушных патрулей, есть и 30-ти минутные учебно-боевые полеты). Отсюда средняя стоимость эксплуатации авиакрыла: 3000 вылетов х 2,5 часа х $12 800 = 96 миллионов долларов в год! Во время боевых действий в стоимость вылетов должна быть включена стоимость используемых боеприпасов. Одна 500 –фунтовая управляемая бомба GBU-12 Paveway стоит $19 000. Более мощная 907 кг GBU-24 стоит еще дороже – $55 000. Другое дело, что «Бури в пустыне» случаются нечасто. Также в подсчет стоимости эксплуатации обязательно должны быть включены плановые и внеплановые ремонты. В итоге смело увеличиваем 96 млн. в 2 раза и округляем до 200 миллионов долларов. Вот она – средняя стоимость годовой эксплуатации палубной авиации. Общая стоимость создания рассмотренной АУГ – 16 миллиардов долларов. Средняя стоимость эксплуатации кораблей – 270 миллионов долларов в год + 200 миллионов в год обходится эксплуатация авиакрыла, состоящего из 60 машин. Колоссально! Разумеется, было не совсем корректно учитывать здесь цену ракетных эсминцев и подводных лодок – эти типы кораблей в большой степени являются независимым морским оружием, выполняющим задачи вне зависимости от их включения в состав АУГ, и необходимость наличия этих кораблей в составе ВМФ никто никогда не пытался оспорить. Создавать их придется в любом случае, даже при отсутствии авианесущего корабля. Что ждет американцев в перспективе? Ничего хорошего – создание новых АУГ потребует еще больших расходов (хотя, и возможности у них будут куда шире – вплоть до стрельбы по объектам на околоземной орбите и использованию электромагнитных катапульт для палубной авиации). Расчетная стоимость проектирования и постройки атомного авианосца нового типа – «Джеральд Форд» перешагнула 14 миллиардов долларов. Стоимость новых Иджис-эсминцев «Орли Берк» подсерии IIA достигла 2 млрд. долл. Строительство многоцелевых АПЛ нового типа «Вирджиния» требует 2,8 млрд. долл. за каждую единицу. Я уже не говорю про одиозную программу F-35! Что касается палубной авиации, мне встречалось следующие мнение: жестко критикуя палубное авиакрыло за его высокую стоимость, эксперты не придают значение тому факту, что сухопутная авиация требует куда более значительного финансирования. Никто не возражает против заказов сотен (тысяч) самолетов для сухопутных ВВС, как и тот факт, что летчики должны регулярно тренироваться. В то же время, предложение выделить 60 летательных аппаратов для размещения на палубе корабля вызывает резкое отторжение, хотя, это многократно усиливает мощь отечественного ВМФ. Только палубное авиакрыло способно обеспечить надежное ПВО эскадры в открытом океане. Да, палубные самолеты несколько дороже в обслуживании, имеют специфические системы и конструкцию, а также меньший ресурс ввиду особых условий работы. Но в масштабах всего ВМФ эта разница в цене почти не ощутима. Тем более, требуется всего 60 (пусть даже 100 с учетом учебных и резервных) летающих машин для оснащения одного авианосца. Для сравнения – Су-27 всех модификаций было выпущено 600 ед., МиГ-29 – 1600 ед., Ф-15 - 1500 ед., Ф-16 - 4400 ед. Боевой воздушный патруль По поводу стоимости, я хотел бы добавить еще один абзац. Цена одного экземпляра крылатой ракеты «Томагавк» составляет около 1,5 миллионов долларов. Сравните это со стоимостью вылета палубного штурмовика и вы поймете, что никакие корабли-арсеналы не способны заменить по эффективности авианосец. Более того, в отличие от глуповатого «Топора», авиация выполнит работу более быстро и качественно. Держим курс на Запад! Для перехода ко второй части статьи, необходимо сделать небольшую ремарку и поговорить о способах наведения на цель крылатых ракет типа «поверхность – поверхность» (или, как вариант «воздух – поверхность»). Всего их три: 1. Наведение с помощью инерциальной системы и головки самонаведения (ГСН), т.н. метод «наползания». Выпущенная ракета следует в заданном направлении на некоторой высоте, система гироскопов и высотомеров удерживает ее на курсе, ГСН сканирует пространство. Как только ГСН захватывает цель – ракета бросается в атаку, не теряя цель из вида. Способ вполне подходит для легких противокорабельных ракет. Примеры - «Боинг – Гарпун» или отечественный 3М-54КЭ «Клаб». 2. Сканирование подстилающего рельефа и сравнение полученных данных с цифровой фотографией, заложенной в память ЭВМ крылатой ракеты. Это позволяет на маршевом участке следовать на предельно малой высоте, оставаясь невидимой для средств обнаружения. В последний момент, при подходе к цели, включается ГСН и ракета «накрывает» цель. Единственный минус способа – невозможность использования для ПКР (вода везде одинаковая, сверяться не с чем). Пример – «Томагавк». 3. Наведение со спутника. Самый крутой и весьма дорогой способ. Вот о нем и поговорим подробнее. Внеземная Форма Смерти Подробнее о Морской космической системе разведки и целеуказания «Легенда» я говорил в своей прошлой статье http://topwar.ru/12554-morskaya-kosmicheskaya-razvedka-celey.html Сейчас отмечу лишь вкратце: уникальная система, созданная в еще 70-е годы, долгое время обеспечивала наших моряков качественной развединформацией, позволяя оперативно отслеживать любые изменения в Мировом Океане. Разведывательных систем, подобных МКРЦ было создано немало ( к примеру, современная секретная система радиотехнической разведки «Лиана»). Единственное, что делало МКРЦ действительно уникальной техникой, были ее спутники УС-А (индекс ГРАУ 17Ф16), до сих пор не имеющие аналогов в мире. "Управляемый Спутник – Активный", оснащенный двусторонним радиолокатором бокового обзора, позволял в любое время, в любую погоду, отслеживать все перемещения авианосных ударных группировок ВМС США и прямо с орбиты выдавать целеуказание ракетному оружию. Реализация столько сложного принципа работы спутников типа УС-А ставила перед его разработчиками ряд сложных, подчас противоречивых проблем. Во-первых, для корректной работы РЛС, требовалось обеспечить как можно более низкую высоту орбиты (перигей/апогей 230-250 км). Во-вторых, радар потреблял значительно количество энергии. Установить на космическом аппарате солнечные батареи большой площади не представлялось возможным – на низкой орбите становилось заметным влияние атмосферы Земли, космический аппарат с большим сопротивлением быстро терял скорость и сгорал на в верхних слоях атмосферы. Более того, солнечные панели не могли работать на теневой стороне Земли. Выход был только один – установить на борту спутника ядерный реактор. В состав ядерной энергетической установки БЭС-5 «Бук» входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А, тепловой мощностью 100 кВт. Электрическая мощность на выходе – 3 кВт. Расчетное время работы – 1080 часов. Масса реактора -1250 кг. Масса космического аппарата – 4300 кг. Длина КА -10 метров. Диаметр – 1,3 метра. После выработки установленного времени, реакторный блок отделялся и переводился разгонным блоком на «орбиту захоронения» на высоте 700 км, остальная часть спутника сгорала в атмосфере. Для полноценной работы МКРЦ «Легенда» требовалась одновременная работа на околоземной орбите двух спутников типа УС-А. Кроме того, в состав комплекса МКРЦ входили спутники пассивной радиотехнической разедки УС-П (средняя высота орбиты – 400 км) и наземные пункты приема информации. Вот мы и подошли к очень интересному моменту – стоимости советской космической системы «Легенда». Как мы уже отметили, время работы 1 спутника УС-А составляла 1080 часов (45 суток). Для функционирования системы требовалось два спутника этого типа на околоземной орбите. В результате, требуется осуществить в год 16 запусков в космос. В идеале. В реальности из 39 запусков спутников типа УС-А (включая испытательные), 12 закончились аварией. Такой уровень аварийности объясняется высокой сложностью космического аппарата с ядерным реактором на борту. Иногда полет чуть не кончался катастрофой: дважды радиоактивные обломки падали в океан, но в 1978 году «звезда смерти» упала на Канаду. Запуск УС-А осуществлялся ракетоносителем «Циклон-2» - гражданской версии тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36-орб. Предельно надежная ракетно-космическая система. Стартовая масса – 176 тонн. Цена одного запуска РН серии «Циклон» на 2010 год – 20 миллионов долларов (без учета стоимости самого космического аппарата и его доставки на космодром). Стоимость спутника УС-А определить сложно – данные до сих пор засекречены. Но сам по себе факт наличия на борту ядерного реактора, мощной радиолокационной станции и значительной массы космического аппарата (более 4-х тонн) указывает на запредельную стоимость данной космической системы. А через 45 суток столь сложный и дорогостоящий аппарат безвозвратно утрачивался! В качестве примера, стоимость на порядок более простых спутников системы «Глонасс» (масса КА – 1400 кг, источник энергии – обычные солнечные панели) составляет, по разным данным, 10…15 миллионов долларов. Принимая цену спутников серии УС-А, равной хотя бы 15 млн. долларов, мы получаем совершенно паранормальное значение. Стоимость эксплуатации МКРЦ «Легенда» составляет 16 запусков х (20 млн. + 15 млн.) = 560 миллионов долларов в год! Вот такой ассиметричный ответ на угрозу. И это только стоимость системы целеуказания! Сколько же будет стоить само оружие? Самое удивительное – последний запуск спутника УС-А системы МКРЦ «Легенда» состоялся 14 марта 1988 года. Расчетное время работы спутника – 45 суток. УС-А – ключевой элемент всей этой морской ракетно-космической системы. Без космического аппарата УС-А МКРЦ не способна выполнять свою Главную задачу – обеспечивать работу комплекса П-700 «Гранит». Соответственно, моряки остаются без надежной системы загоризонтного целеуказания. Вывод Моя цель была не в том, чтобы упрекнуть военных в чрезмерном расходе средств. Нет, я говорил совсем о другом. Неизбежно грядет новая Гонка вооружений и победит в ней тот, кто будет вкладывать средства в наиболее эффективные виды оружия. | |
Просмотров: 619 | Добавил: lagnocawa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |