Главная » 2012 Ноябрь 20 » Последний день "Муссона"
Последний день "Муссона" | 21:08 |
РАКЕТА-МИШЕНЬ ПОДЕЛИЛА ЭКИПАЖ КОРАБЛЯ НА ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ Чем дальше от нас времена Союза, тем реже мы вспоминаем отой поре. И то, как правило, по поводу или в связи с какой-нибудь датой.Сегодня - именно такая дата. Событие, произошедшее 20 лет назад, достойно самойсветлой памяти. Тогда же оно оказалось задвинуто таким железным занавесом, чтодаже многие действующие флотские офицеры о нем не узнали. Третий тост на флоте - за тех, кто в море. И нет при этомразграничений между павшими и живыми. Потому что моряки, если выпадает им долявстречать свой смертный час на море, не умирают. Их души переселяются в чаек,которые уже никогда с морем не расстаются. Если верить этой красивой легенде,то 16 апреля 1987 г.над заливом Петра Великого в Японском море таких чаек вспорхнуло 39. С бортабоевого корабля, для которого тот день оказался последним. Трагедия,разыгравшаяся в 33 миляхот острова Аскольд, по дичайшему стечению обстоятельств, накалу страстей приборьбе за живучесть корабля и спасение людей должна быть причислена к одной изсамых драматичных на море в мирное время. Но в условиях только-толькозарождающейся свободы слова гораздо свободнее и безопаснее было топтаться полюдям и их судьбам. В МОРЕ Согласно плану, разработанному штабом, малые ракетныекорабли (МРК) "Муссон" и "Вихрь" вместе с противолодочным кораблемМПК-117 должны были выполнить совместную зенитную стрельбу по двумракетам-мишеням (РМ), выпущенным с ракетных катеров. Та стрельба не заладилась с самого начала. Она,первоначально назначенная на 26 марта, несколько раз по различным причинам переносиласьна более поздние сроки... Корабли отошли от стенки 16 апреля около 17.00.Примерно час понадобился, чтобы перейти в назначенный район, столько же -покрутиться в квадрате для занятия исходной позиции. Руководивший стрельбамикомандующий Приморской флотилией контр-адмирал Леонид Головко с офицерами штабанаходился на МПК-117. Другая штабная группа во главе с 1-м заместителемкомандующего флотилией капитаном 1-го ранга Ринатом Тимирхановым - на"Муссоне". СПРАВКА "ВПК" Корабли типа "Муссон" предназначаются длянанесения ударов по надводным целям и береговым объектам противника. Длина МРК- 60 метров,ширина - 11,8. Осадка - 4 метра, водоизмещение - 700 тонн. Экипаж - 60 человек,максимальная скорость - 40 узлов. Вооружение - 6 крылатых ракет с дальностьюстрельбы до 120 километров, зенитный ракетный комплекс и однаартиллерийская установка. НА БЕРЕГУ Подобные мероприятия, если они находятся в зоне досягаемостирадиотехнических средств, всегда обеспечиваются постами наблюдения и связи -РТП. Ту стрельбу с берега "вел" РТП острова Аскольд, где мне тогдадовелось быть командиром. Я находился на сигнальном посту и прослушивал работусвоих моряков по выносному громкоговорящему устройству. Почти никогда я невмешивался в их действия: они и так прекрасно выполняли свои обязанности. Новдруг около 20 часов с КП Приморской флотилии по телефону мне поступила командаперейти на пост к радиометристу и лично выдавать данные по целям (цели - этокорабли, участвующие в учении). Подобное бывает крайне редко. Отметки от целей на экране радара высвечивались четко, норасположение их абсолютно не соответствовало даже подобию строя кораблей. Один- в центре, три остальных - на равном удалении - вокруг. В течение часа к этойгруппе присоединились еще две цели. С каждой необходимо было связаться,присвоить ей номер и только после этого произвести доклад в штаб. Корабли велисебя более чем странно: они не реагировали ни на один запрос с берега. Сталоясно: что-то произошло, но что - выяснить было невозможно. Молчали дажепомощники оперативного дежурного в штабе, с которыми я работал непосредственно.И только когда одна из целей стремительно направилась в направлении берега, яклассифицировал ее, как вертолет, потому что с такой скоростью в пунктыбазирования корабли не заходят - мне шепнули по проводной связи, что этокатер-торпедолов везет раненых... А еще спустя час на меня по телефону вышел оперативныйдежурный адмирал Тихоокеанского флота (таких звонков вообще не было никогда) ипопросил... Именно попросил, а не приказал: "Сынок, все внимание на цельпод номером...". Немного помолчав, он добавил: "До последней ееминуты. Координаты доложишь мне лично". Цель исчезла с экрана в 23.30. В МОРЕ После занятия кораблями исходных позиций по командеруководителя произвели пуск ракеты-мишени, которая на "Муссоне" былавзята на автоматическое сопровождение. По ней ударили двумя зенитнымиракетами... Они, как и положено, разорвались в зоне ее поражения. Дальшепроизошло непредвиденное. Вместо того чтобы упасть в воду, РМ внезапно изменилатраекторию полета и навелась на "Муссон". Оттуда еще успелипроизвести по ней очередь из артустановки... Поврежденная ракета влетела прямо в главный командный пункт(ГКП) корабля, где находились замкомандующего флотилией, командир корабля,офицеры штаба. Помимо ГКП, одним ударом были уничтожены ходовая, штурманская ирадиорубки; практически полностью выведен из строя пост энергетики и живучести.В момент соприкосновения ракеты-мишени с МРК в ней еще оставалось горючее - всеэто после взрыва превратилось в страшный огонь. Неожиданным "подспорьем" при пожаре оказалисьметаллические корабельные конструкции. Сделанные из алюминиево-магниевогосплава (АМг), они вспыхнули, как факел, с характерным для магния свечением иразбрасыванием искр. Густой черный дым пополз по глади моря. Оставшиеся в живыхморяки оказались разделенными на две группы. Одна, с вытащенными из-подобломков ранеными, собралась на баке (носовая часть корабля), другая - на юте(корма)... В центре полыхал жуткий, все пожирающий огонь. Первоначально контр-адмирал Леонид Головко принял решениешвартоваться к борту "Муссона", но тут же его отменил: боезапас,которым был под завязку начинен корабль, включая пять крылатых ракет в боевомснаряжении, мог рвануть в любой момент... Командующий Приморской флотилией погромкоговорящей связи приказал экипажу горящего МРК покинуть его. От кормы"Муссона" отошел единственный сохранившийся спасательный плотик;остальные сгорели или к ним невозможно было подобраться. Спасательные плотики,сброшенные с "Вихря", течением отнесло в сторону. Спущенный с бортаМПК-117 четырехвесельный ялик погреб к "Муссону", но с бака в водуникто не прыгнул. Люди делали все, что могли в трагической ситуации. Кнаходящимся в завалах горящей надстройки раненым штурманам Новикову и Багдулинуматросы добрались, рискуя жизнью, и, надев на них спасательные круги, сбросилиза борт. Оба офицера потом были подняты из воды живыми. Многие моряки оказалисьзаблокированными во внутренних помещениях, и о том, что они пережили в своипоследние минуты жизни, лучше не думать. Особенно много людей оказалось на постудистанционного управления (ПДУ) двигательной установкой. Кроме расписанного потревоге личного состава, там дополнительно находилась аварийная партия икурсанты из Находкинской мореходки, проходившие на "Муссоне"военно-морскую практику. Один из старшин, хорошо знавший устройство своегозаведования, сумел выйти из ПДУ в машинное отделение, а затем поднялся наверхпо скоб-трапу шахты вентиляции. В повседневной обстановке выбраться наружутаким образом невозможно, но тогда "грибок", закрывавший эту шахту,был сорван взрывом. Следом за старшиной, обжигая руки о раскаленный металл,смогли выйти еще только два человека... Помощник командира "Муссона" капитан-лейтенантИгорь Голдобин в момент попадания ракеты в корабль находился на ходовом мостикеи оказался в числе тех, кого судьба пощадила. Людей, скопившихся в этомнебольшом помещении, подраненная ракета-мишень разделила на живых и мертвыхпочти поровну. Обгоревшего, с поврежденным позвоночником, его выкинуло наверхнюю палубу взрывной волной. Когда прозвучало разрешение командующегопокинуть корабль, он дал команду морякам, собравшимся на баке, спуститься вкубрик и сбросить в воду все находившиеся там матрацы и аварийные брусья. Затемдостать из огня два транспортировочных контейнера для ракет зенитного комплекса"Оса" и, предварительно связав их, сбросить в воду. Только послевыполнения этих мероприятий офицер приказал всем покинуть корабль. Убедившись,что на борту из живых никого не осталось, помогая раненому замполиту старшемулейтенанту Василию Загоруйко, помощник последним спустился в воду поякорь-цепи. Время было 19.20. Эти простые на первый взгляд действия Игоря Голдобина спаслижизнь большинству из почти трех десятков моряков, поднятых из воды. Температуразабортной воды не превышала 4 градусов, и, разбросанных течением, их не успелибы собрать одной шлюпкой. Очень помогли "осиные" контейнеры: моряков,висевших на них гроздьями, просто буксировали до корабля, что очень сократиловремя их пребывания в холодной воде. Через полтора часа на корабле начали рваться крылатыеракеты, находящиеся в контейнерах, и артиллерийские снаряды в погребе. Зловещий"фейерверк" продолжался до 22.34. Затем еще с час чрево"Муссона" вбирало в себя воду и пыталось удержаться на плаву. Корабльзатонул на глубине 2900 метров; навечно забрав с собой 6 офицеров, 5 мичманов,23 матроса и старшины и 5 курсантов-стажеров. Спаслись 37 человек. НА БЕРЕГУ Государственная комиссия по расследованию причин трагедиибыла сформирована на следующий день. Возглавил ее первый заместитель главкомаВМФ адмирал флота Николай Смирнов. И уже 18 апреля прилетевшие спецрейсом воВладивосток члены комиссии приступили к работе. А спустя 2 дня в соединенииракетных кораблей поминали погибших: траурный митинг, короткие речи - всебыстро, словно для галочки. Даже за поминальным столом сидели всего один час...Создавалось впечатление, что флотское руководство больше было озабочено тем,чтобы как можно меньше информации просочилось наружу. Памятник экипажу"Муссона" на территории соединения ракетных кораблей. Фото ВиктораСИРЫКА Это было первое и последнее свидание родственников и членовсемей погибших моряков с командованием флота и флотилии. К месту гибели их невозили. Кто-то из родственников попытался поднять эту тему, но им было вежливоотказано: "Кругом вода, что там смотреть?". Единственное, что былосделано с душой - это камень с высеченными на нем фамилиями погибших. Правда,многие не знали, что металлическую табличку делали ночью, втихаря наДальзаводе. Официально и днем почему-то не разрешили. Единовременноематериальное пособие на вдов и детей было назначено в соответствии ссуществующим тогда в стране законодательством. Ни о какой дополнительнойподдержке ни со стороны государства, ни от флота не было и речи. СПУСТЯ МЕСЯЦ Проведя ряд экспериментов, госкомиссия так и не смогларазобраться в истинных причинах, заставивших ракету-мишень изменить траекториюсвоего полета столь непредсказуемым образом. И вину за случившееся (иначе в товремя просто не могло быть) возложили на нескольких человек, включая ипогибших. Во время разбора итогов работы комиссии, который проводил личноглавком ВМФ, командующего Приморской флотилией контр-адмирала Леонида Головкоотвезли в госпиталь с сердечным приступом. Впоследствии он был снят с должностии назначен с понижением. Настоящего мужика Игоря Голдобина уволили с флота,когда он подал рапорт с подобной просьбой. Без наград и почестей. Его никто невыгонял, но никто и не удерживал. Пенсия из-за небольшой выслуги лет назначенасамая минимальная. Комиссия сделала ряд выводов, но все они были чистотехнического свойства. Причем если "меры по улучшению качества зенитныхракетных и артиллерийских комплексов для гарантированного уничтожения крылатыхракет в зоне самообороны" теоретически были приняты, то исключениеиспользования сплавов АМг при строительстве кораблей так и осталось на бумаге.До сих пор эти сплавы, как наиболее легкие и дешевые, используются в качествеосновного материала для создания корабельных конструкций. СПУСТЯ 5 ЛЕТ Летом 1992 г. Главный штаб ВМФ опубликовал данные об авариях нафлоте за последние 10 лет. Гибель "Муссона" в этом списке неупоминалась. Объяснение было более чем простым: это не авария, а катастрофа. Асогласно военно-терминологической казуистике это не одно и то же. Кстати,первая официальная публикация в центральной прессе о гибели "Муссона"прошла лишь в августе того же года в "Известиях". Камень с металлической табличкой был к тому времени замененна обелиск, но добраться к нему смогли очень немногие. Лишь жившие неподалекуродственники погибших и члены экипажа, оставшиеся в живых. Осилить поездку воВладивосток в то время для большинства уже стало не по карману. СПУСТЯ 20 ЛЕТ Чтобы эта публикация смогла максимально точно отразитьсобытия давних лет, я обратился в Центральный архив ВМФ. Никаких данных по"Муссону" там почему-то не оказалось, или просто не захотели ворошитьпрошлое. Апрель - не самый легкий месяц в истории мореплавания. 13-го дня 1904 г. подорвался на мине изатонул броненосец "Петропавловск" с вице-адмиралом Макаровым наборту. Спустя 8 лет и один день нашел в море свой айсберг легендарный"Титаник". В 1970 г.8 апреля в Бискайском заливе погибла атомная торпедная лодка К-8, через 19 летна Севере та же участь постигла подводный атомоход "Комсомолец". Ивсе же самая неудачная судьба оказалась у "Муссона": даже память онем и о его моряках максимально удалось спрятать под воду. | |
Просмотров: 815 | Добавил: maksimov | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |