Военное обозрение Автор Андрей Самсонов Первоисточник http://www.vpk-news.ru «У России есть только два союзника: ее армия и флот», – любил повторять Александр III своим министрам. Время подтверждает правоту предпоследнего российского императора: без мощного океанского флота сегодня в мировой политике делать нечего. Вопрос, иметь или не иметь, кажется, уже не вызывает споров и разногласий: «Иметь!». Жизненная необходимость полноценного океанского флота для России очевидна: именно в Мировом океане происходит пересечение, а зачастую и столкновение интересов всех крупных современных держав. Даже в мирное время наличие боеспособной группы кораблей, которые могут оперативно перемещаться в любую точку земного шара и осуществлять военное присутствие в течение достаточно долгого времени, нередко оказывается решающим аргументом при урегулировании тех или иных политических вопросов и разногласий.
В эту же категорию входят и демонстрация флага, и сдерживающий фактор, и что немаловажно – контроль и охрана торговых путей. Эффективность океанской группировки флота в реальных боевых действиях не только несомненна, но и была неоднократно доказана действиями американских войск в ходе множества локальных конфликтов как недавнего прошлого, так и современности.
Важные критерии
Все вышеперечисленные функции мог выполнять и выполнял флот СССР. Но как считают военно-морские эксперты, полноценным океанским флотом назвать его все же нельзя. Советская стратегия развития флота в противовес американским авианосным ударным группам (АУГ) делала упор на массовое производство подводных лодок. Это решение во многом оказалось половинчатым: задача борьбы с АУГ противника была решена, однако в конце концов советское командование признало, что без непосредственной поддержки с воздуха боевые возможности флота весьма ограниченны.
На американском примере мы можем наблюдать, что всего один авианосец предоставляет широкие возможности для получения информации и управления боем посредством палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), мощного наземного удара как крылатыми ракетами, так и силами штурмовой авиации, ведения ПВО с большей эффективностью, нежели штатными корабельными системами «земля-воздух», осуществления радиоэлектронной борьбы, противолодочной борьбы и дозаправки самолетов в воздухе. Современные условия настоятельно диктуют необходимость наличия таких кораблей в претендующем на звание океанского флоте.
В СССР к этому пришли слишком поздно, когда даже догнать остальные державы было невероятно трудно, но еще возможно. Распад Советского Союза и последовавший за этим упадок мощи российского флота не только похоронили программу строительства отечественных авианосцев, но и лишили страну ее океанского флота.
Вернемся в современность. За последние годы ВМФ России начал вновь наращивать свое присутствие в Мировом океане, хотя и весьма ограниченными силами. Вспомним и участие российских кораблей в международных учениях «ФРУКУС-2009», «Иониекс-2009», «Помор-2010», «ФРУКУС-2010», «BLACKSEAFOR-2010», «Иониекс-2011», «Балтопс-2011», «Болд Монарх-2011», «РИМПАК-2012», и многочисленные дружеские визиты в Германию, Голландию, Норвегию, Сингапур, Данию, Грецию, Францию, Ливию, Сирию, США, и антипиратские походы в Аденский залив, и, наверное, самую серьезную со времен холодной войны демонстрацию силы, когда 6 декабря 2011 года к берегам Сирии отправилась корабельная авианосная группа во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Еще больший интерес представляют невидимые глазу походы. Совсем недавно, 7 ноября поблизости от восточного побережья США была обнаружена российская атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 945, ранее, в 2009 году общественность встряхнула подлодка проекта 971. Моряки уверяют, что этими двумя инцидентами дело не ограничивается и походы отечественных субмарин в Атлантику проводятся регулярно.
...
Читать дальше »
Просмотров:
506
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Центральный Военно-Морской Портал 22.11.2012 Текст: Пресс-служба Южного военного округа Фото: Пресс-служба Южного военного округа На Каспийской флотилии завершено комплектование первого экипажа для новейшего строящегося малого ракетного корабля (МРК) "Град Свияжск". Его командиром назначен командир лучшего в соединении корабля — малого артиллерийского корабля "Астрахань" капитан-лейтенант Алексей Гордеев. Экипаж, полностью сформированный из военнослужащих по контракту, отправится на ОАО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького" для приема и освоения корабля.
К настоящему времени офицеры, старшины и матросы прошли дополнительную подготовку по изучению и порядку эксплуатации современных комплексов вооружения, механизмов и корабельных систем на ракетном корабле "Дагестан" и готовы к освоению нового корабля.
МРК "Град Свияжск" проекта 21631 является вторым надводным кораблём Военно-морского флота, на котором установлено высокоточное ракетное вооружение большой дальности - комплекс "Калибр-НК". Строящиеся для Каспийской флотилии малые ракетные корабли, аналогичные "Град Свияжск", являются многоцелевыми кораблями класса "река-море". Они будут оснащены самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения.
Архитектурный облик кораблей соответствует требованиям по снижению радиолокационной заметности (наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, скрытые в плоскостях надстройки и палубы, двери и люки). Назначение кораблей данного проекта — охрана и защита экономической зоны государства.
Всего запланировано построить 5 кораблей данного проекта.
Просмотров:
374
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Центральный Военно-Морской Портал 22.11.2012 Текст: Взгляд Фото: online812.ru Военные ждут от Сергея Шойгу корректировки прежней политики Минобороны, в том числе по вопросу срока службы по призыву, заявил "Известиям" председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов. "Срок нужно сделать полтора года и больше не возвращаться к этому вопросу. Сокращение службы до одного года было политическим решением, и это плохо влияет на боеготовность армии. Тем более мы вплотную подошли к демографической яме", - сказал бывший командующий Черноморским флотом.
По его мнению, профессиональная, контрактная армия - это "пузырь, который ткни, и он тут же лопнет", так как резерва нет. В мирное время этот резерв дает только подготовка в рамках призывной службы, поэтому Российская армия должна комплектоваться по смешанному принципу, говорит Комоедов.
"Если не считать периода учебы, личный состав служит полгода и увольняется. Половина уходит, половина остается, приходит другая половина неподготовленных салаг. Это получается армия непостоянной боевой готовности! Ротация должна быть хотя бы третями, а не половинами, то есть срок службы необходим в полтора года", - считает Комоедов.
Опыт западных призывных армий, особенно бундесвера (срок обязательной военной службы для немцев вообще шесть месяцев), адмирал считает полезным для России, но уверен, что в первую очередь необходимо учитывать отечественный опыт.
По его мнению, миссия Российской армии - оборонять большую территорию всеми силами и средствами. Это кардинально отличается от исторических задач, например, американской армии - защищать интересы страны в разных точках земного шара активными наступательными действиями.
По словам Комоедова, пока не решено, в какой форме депутаты будут добиваться от нового министра обороны увеличения срока службы. Но в любом случае, уверен депутат, перед этим необходимо будет заручиться поддержкой общественных деятелей.
В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Генштаба пояснили, что никаких технических проблем с увеличением срока службы призывников не будет.
"Если будет принято соответствующее решение, его несложно воплотить, поскольку все условия для этого есть. К тому же, мы в свое время осуществляли переход с двух лет службы на полтора, потом на год, и определенный опыт в этом есть", - сказал представитель ГОМУ.
По его словам, для военных полтора года удобнее, чем год, поскольку в этом случае службу можно разделить не на два периода, один из которых учебный, как сейчас,
...
Читать дальше »
Просмотров:
487
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Центральный Военно-Морской Портал 22.11.2012 Текст: Lenta.ru Фото: Авианосец "Нимиц". navy.mil ВМС США ненадолго сократят присутствие авианосцев в Персидском заливе, сообщает в среду издание Navy Times. Ремонт авианосца "Нимиц" (USS Nimitz), который должен был прийти в январе 2013 года в Персидский залив на смену "Дуайту Эйзенхауэру" (USS Dwight D. Eisenhower), затягивается по меньшей мере до лета. Специалистам необходимо время, чтобы отладить силовую установку. Сейчас "Нимиц" находится на базе ВМС США в Бремертоне, штат Вашингтон. В связи с этим "Дуайт Эйзенхауэр" покинет Персидский залив в декабре и пройдет в США палубный ремонт, чтобы в феврале вернуться на Ближний Восток на четыре месяца.
Таким образом, поясняет военное издание, в декабре 2012 и январе 2013 года в регионе останется только один авианосец ВМС США - "Джон Стеннис" (USS John C. Stennis). Как отмечает агентство Reuters, США оставят в Персидском заливе лишь один авианосец на столь длительный срок впервые с декабря 2010 года.
Просмотров:
380
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Небезынтересныдокументы, посвященные общим характеристикам экипажа «Ворошиловска», часть изкоторых (положительная) была составлена до произошедшей трагедии, другая(отрицательная) непосредственно после нее. Один из документов гласит:«...Состояние партийно-политической работы и работы партийной и комсомольскойорганизаций корабля оценивается политическим отделом дивизии ОВР и политическимуправлением флота как удовлетворительное и по их заключению выделяется в лучшуюсторону среди кораблей ОВР».
В другом картинасовершенно противоположная: «...В течение 1950 г. до катастрофы накорабле имели место два чрезвычайных происшествия: случай дезертирства исамовольная отлучка свыше двух часов. В январе 1950 г. на корабле былвскрыт случай извращения дисциплинарной практики (рукоприкладство). Приведенныефакты свидетельствуют о том, что состояние воинской дисциплины на ЗМ«Ворошиловск» было явно неудовлетворительно».
Так каким же былвсе же экипаж минзага? Лучшим или худшим? Думается, что ни тем, ни другим. Этобыли самые обычные люди, со всеми свойственными им недостатками. Что-то у нихполучалось лучше, что-то нет.
Пока они, невылезая из морей, потом своим и мозолями зарабатывали приз министра, им списываливсе промахи. И, закрывая глаза на все плохое, считали самыми лучшими. Когда жепроизошло непоправимое, то их (кто, впрочем, остался в живых) сразу сталисчитать наихудшими, разом вспомнив все былые огрехи. Увы, «Ворошиловск» здесьне исключение. Подобные оценки в советском флоте, к сожалению, были нередки...
Впрочем, уровеньпрофессионализма экипажа ни у кого сомнений не вызывал. Ведь корабль имел призза 1949 год и не без оснований готовился повторить свой прошлогодний успех и в1950-м. Кстати, за тот же 1950 год командование флотом оценило миннуюподготовку экипажа «Ворошиловска» в 4,5 балла!
Сам корабль в этовремя входил в состав 30-й дивизии охраны водного района главной базы 5-го ВМФнаряду с минзагом «Аргунь» и сетевым заградителем «Сухона». В те годы решениемСталина Балтийский и Черноморский флоты были искусственно разделены каждый ещена два флота. На Тихом океане были образованы 5-й и 7-й флоты. 7-й –Северотихоокеанский, 5-й с главной базой во Владивостоке.
5-й ВМФ от другихотличался особо прежде всего тем, что в то время им командовал Н.Г.Кузнецов,незадолго перед этим снятый Сталиным с должности наркома ВМФ. Обладая огромнымопытом и талантом флотоводца, Кузнецов в самое короткое время добился большихуспехов в повышении боеготовности 5-го ВМФ.
Под статькомандующему были и его первые помощники, прежде всего начальник штаба флотаконтр-адмирал В.А.Касатонов, единственный флотоводец в истории отечественногофлота, командовавший поочередно практически всеми четырьмя флотами: Балтийским,Черноморским и Северным. На Тихоокеанском, являясь длительное время начальникомштаба, он некоторое время также фактически командовал флотом.
Начальникомпол
...
Читать дальше »
Просмотров:
516
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Шигин В., капитан 2 ранга. Газета «Боевая вахта» за 4, 11,14, 18 и 23 марта 1995 г.
Для начала нампредстоит вернуться во времена, куда более отдаленные, в Германию временкайзера Вильгельма. Именно там в 1907 году по заказу российского Доброфлота былспущен на воду грузо-пассажирский пароход, получивший наименование «Котик».
Вплоть до первоймировой войны пароход, переименованный к тому времени в «Ставрополь», совершалрегулярные рейсы на Дальний Восток, доставляя туда грузы и переселенцев.
После революциикоманда разбежалась, а пароход поставили на прикол. Во Владивостоке пережил«Ставрополь» гражданскую войну и интервенцию. Разграбленный «Ставрополь» споломанной машиной не привлек к себе внимания ни японцев, ни белогвардейцев.Власть в городе все время менялась, а «Ставрополь» по-прежнему ржавел упричала.
О заброшенномпароходе вспомнили лишь после вступления во Владивосток Красной Армии. Новойвласти были необходимы морские суда, а интервенты, уходя, увели с собой все,что держалось на плаву. Вот тогда-то вспомнили о «Ставрополе».
Пароход был сразуже поставлен в ремонт и вскоре, вооруженный несколькими пушками, он уже, каквспомогательный крейсер вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока. Такбудущий минзаг пережил свое первое перевоплощение из грузового парохода вкрейсер.
Сразу же повыходу из завода начались боевые будни. Уже в апреле – июле 1923 года«Ставрополь» принимает самое активное участие в уничтожении в Аянском уездепоследнего белогвардейского отряда генерала Пепеляева.
Затем«Ставрополь» спустил военный флаг и, как в былые времена, занялся перевозкойгрузов. Прошло еще восемь лет – и новый поворот судьбы: «Ставрополь» становитсягидрографическим судном. 24 декабря 1931 года пароход был зачислен в составотряда судов управления по безопасности кораблевождения. 3 мая 1932 года на«Ставрополе» вновь торжественно подняли Военно-морской флаг. Так началасьвторая военная служба судна.
Как гидрограф, «Ставрополь» трудился втечение двух лет. Однако вскоре начальство сочло, что судно со стольвместительными трюмами использовать для замеров глубины и постановки буевнецелесообразно. И «Ставрополь» был переименован в минный заградитель. Затем сиюля по декабрь 1934 года он числился минным блокшивом, то есть судном,выполняющим функции плавучего минного склада. С11 января 1935 года блокшиввошел в состав создаваемого Тихоокеанского флота.
Конец тридцатыхгодов – время в истории нашего государства особое. Страна жила в каждодневноможидании начала большой войны на Востоке, где уже вовсю раскручивался маховикяпонской агрессии. Хасан и Халкил-Гол были лишь ее прологом.
Тихоокеанскийфлот тех лет был весьма невелик и тягаться с японскими авианосными армадами емубыло явно не по силам. Вся надежда была на подводные лодки и мины. Именнопоэтому «Ставрополь» снова был
...
Читать дальше »
Просмотров:
1137
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Тактическая группа кораблей Черноморского флота РФ, которая готовится к выполнению антипиратской миссии у берегов Сомали, могут зайти в сирийский порт Тартус, сообщает в четверг Минобороны РФ. «На кораблях тактической группы Черноморского флота в соответствии с планом похода проводятся мероприятия по техническому обслуживанию, для выполнения которых, при необходимости легкого ремонта, могут быть привлечены специалисты плавмастерской ПМ-56 в порту Тартус», — говорится в сообщении. Как отмечается, в настоящее время тактическая группа кораблей Черноморского флота в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый», больших десантных кораблей «Новочеркасск» и «Саратов», а также судов обеспечения готовится к следующему этапу отработки учебно-боевых задач по борьбе с морским пиратством в районе побережья Сомали, для выполнения которых к тактической группе ЧФ в первой декаде декабря присоединится тактическая группа кораблей Тихоокеанского флота. Ссылка: http://news.mail.ru/politics/11041081/
Просмотров:
375
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Центр судоремонта "Звездочка" приступил к выполнению программы заводских ходовых испытаний ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Верхотурье". В четверг, 22 ноября, ракетоносец вышел в Белое море после завершения работ по восстановлению технической готовности. Программа испытаний систем и механизмов корабля в условиях моря рассчитана на 15 дней. После завершения испытаний и устранения выявленных недостатков РПКСН "Верхотурье" будет передан Военно-морскому флоту и отправится к месту постоянного базирования. Работы по восстановлению технической готовности и продлению срока службы корабля на пять лет начались осенью 2010 года. Верфь выполнила работы по ремонту корпуса, забортной арматуры, балластных цистерн, механизмов и агрегатов винторулевой группы, других корабельных систем. Подводная лодка выведена из эллинга в марте 2014 года. Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 "Верхотурье" заложен в феврале 1981 года на "Северном машиностроительном предприятии" в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введен в строй. В 1987 году лодка первой из кораблей проекта совершила поход в Арктику с боевыми ракетами на борту. К-51 "Верхотурье" - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ "Дельфин", относящийся ко второму поколению атомных подводных лодок. 6 подводных крейсеров этого проекта являются основой морских сил ядерного сдерживания России. Тактико-технические характеристики Надводная скорость: 14 узлов. Подводная скорость: 24 узла Рабочая глубина погружения: 320 - 400 метров Предельная глубина погружения: 550 - 650 метров Автономность плавания: 90 суток. Экипаж: 135 - 140 человек. Размеры Надводное водоизмещение: 11740 тонн Подводное водоизмещение: 18200 тонн Наибольшая длина (по КВЛ): 167,4 метра Наибольшая ширина корпуса: 11,7 метра Средняя осадка (по КВЛ): 8,8 метра. Вооружение Подлодка вооружена 4 носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боезапас – 12 торпед. Вместо торпед возможен прием до 24 мин. Ракетное вооружение – 16 пусковых установок баллистических ракет Р-29РМ. В состав вооружения входит переносной зенитно-ракетный комплекса типа 9К310 "Игла-1"/9К38 "Игла"(боекомплект - 8 ЗУР). Ссылка: http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=130149
Просмотров:
378
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Новейший корвет проекта 20380 "Бойкий", построенный ОАО "Северная верфь" для Балтийского флота (БФ), завершил первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ) в морских полигонах флота в Балтийском море. В период проведения этапа ЗХИ экипажем корабля под командованием капитан 2 ранга Сергея Липского совместно с представителями промышленности проверялась работоспособность систем и механизмов корабля в море. В частности, прошла проверка работы силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи и навигации, якорного устройства, а также проводились скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. В ближайшее время на корабле планируется монтаж 100-мм артиллерийской установки, после чего корабль совершит переход в Балтийск для начала второго этапа ЗХИ. ЗХИ предполагается завершить в декабре текущего года, после чего экипаж корабля приступит к проведению государственных испытаний. Спуск на воду воду второго серийного корвета "Бойкий" проекта 20380 состоялся на "Северной верфи" 15 апреля 2011 г. Заложен сторожевой корабль "Бойкий" был в эллинге ОАО "Северная верфь" в июле 2005 года. Головным кораблем серии является корвет "Стерегущий", переданный Балтийскому флоту в 2007 г. Второй корвет этого проекта - "Сообразительный" - был передан БФ 14 октября 2011 г. Проект корвета разработан в ОАО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз". Корабль проекта 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций. При строительстве кораблей используется технология "стелс". В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В частности, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля за счет применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счёт архитектурной компоновки корпуса и надстройки. Ссылка: http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=130116
Просмотров:
353
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
|
Министр обороны России Сергей Шойгу на крейсере "Варяг" во Владивостоке заслушал доклад командира отряда кораблей Тихоокеанского флота, находящихся в Индийском океане, сообщил официальный представитель ВМФ России. "Во время нахождения на борту крейсера министр обороны по каналу закрытой видеосвязи заслушал доклад командира отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота контр-адмирала Владимира Вдовенко, находящегося в Индийском океане, где в конце ноября пройдут совместные учения в ВМС Индии антипиратской направленности", – сказал представитель ВМФ, слова которого приводит "Интерфакс". Он сказал, что 28 ноября отряд российских кораблей зайдет с визитом в индийский порт Мумбаи. Отряд совершает дальний морской поход из Владивостока в район Африканского Рога для выполнения совместно с отрядом кораблей Черноморского флота боевой задачи по обеспечению безопасности гражданского морского судоходства. В честь прибытия министра обороны России на флагмане Тихоокеанского флота – ракетном крейсере "Варяг" – был произведен "должностной салют" из специальной салютной пушки. Шойгу были показаны: главный ударный ракетный комплекс крейсера "Базальт", артиллерийские системы АК-130, АК-630, зенитный ракетный комплекс "Форт" (морской вариант комплекса С-300). Министра обороны на крейсере "Варяг" сопровождали главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, командующий войсками Восточного военного округа адмирал Константин Сиденко и командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал Сергей Авакянц. Во время работы во Владивостоке Шойгу ознакомился с условиями службы и быта 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, провел совещание по вопросам передачи военных городков и земель Минобороны муниципалитетам Приморского края, проверил работу военно-морского госпиталя, посетил Тихоокеанский военно-морской институт. 22 ноября, четверг, Шойгу совместно с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым провели в штабе Тихоокеанского флота совещание, на котором приняли решение о передаче в собственность Приморского края 382 военных городков ведомства. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в свою очередь добавил, что, "помимо городков, речь идет о передаче земель Минобороны, не используемых для целей обороны и безопасности". "Всего таких земель более 100 тыс. га, в том числе 6 тыс. га во Владивостоке", – уточнил губернатор. http://flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=130087 Ссылка: http://flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=130087
Просмотров:
318
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
22.11.2012
|
| |