Военное обозрение Сегодня, 06:32 Автор Людмила ЖУКОВА Первоисточник http://историк.рф/special_posts/отец-воздушно-морского-флота/ «История техники для мыслящего человека вовсе не отчёт о прошлом, а средство к пониманию будущего, к отысканию в нём верных путей, к избежанию уже однажды сделанных ошибок». Вадим Шавров. 1941 год Гонимое из научных, публицистических работ и общественных дискуссий сослагательное наклонение на самом деле просто необходимо, когда предстоит оценить масштаб свершённого подвижниками — собирателями-коллекционерами следов прошлого и явлений настоящего в какой-либо из областей знания, и только частица «бы» (кстати, корень глагола действия — «быть»!) заставляет задуматься: а если бы не летописец Нестор… а если бы не продолжатели его трудов Михаил Ломоносов, Василий Татищев, Николай Карамзин… а если бы не собиратель-сохранитель живого русского языка ХIХ века Владимир Даль?!
И, наконец, если бы не Вадим Шавров (1898–1976) — в авиации, создатель фундаментального двухтомного труда «История конструкций самолётов в СССР до 1938 года» (материалы к истории самолётостроения).
Не нашлось последователей его мечты о создании воздушно-морского флота летающих лодок-амфибий, сверхнужных нашей стране с её гигантской береговой линией и тысячами рек, озёр, болот — сотворённых природой аэродромов для таких универсальных аппаратов, умеющих летать, плавать и катиться посуху, по снегу, по льду.
Из шести созданных им аппаратов повезло доказать свою нужность лишь амфибии Ш-2, прослужившей на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке почти полвека. «Шаврушка» сохраняется как бесценный экспонат в Музее Арктики и Антарктики. Одна из улиц Приморского района Петербурга по ходатайству полярников носит имя авиаконструктора и историка авиации В.Б. Шаврова.
Третьим делом его жизни было коллекционирование жуков со всего света… И сыграло оно в его жизни судьбоносную роль.
Мне посчастливилось увидеться с Вадимом Борисовичем в 1975 году, 17 сентября, что засвидетельствовал автограф на подаренном первом томе «Истории конструкций самолётов…».
По заданию журнала «Моделист-конструктор» мне нужно было написать о создании амфибии Ш-2. В большой просторной комнате коммунальной квартиры в центре Москвы на стеллажах выстроились ровные ряды папок с материалами, фотографиями, схемами летательных аппаратов.
Но в си
...
Читать дальше »
Просмотров:
438
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
07.02.2016
|
|
Военное обозрение Сегодня, 06:32 Автор Алексей Перловский Первоисточник http://nvo.ng.ru/history/2016-02-05/12_podvig.html Крымские события и последующий затем разрыв отношений с Турцией вряд ли можно назвать взаимоувязанными, но они наводят на интересные размышления и вытаскивают из исторической памяти события давно минувших лет.
Россия воевала с Османской империей несколько столетий. Иван III еще только возводил стены Московского Кремля, когда на южных границах появились отряды турецкой исламской империи, уничтожившей Византию и надолго поработившей почти все православные народы Европы. С тех пор и до самого 1919 года, знаменовавшего окончательный распад Османского государства, русские сражались с турками за освобождение своих православных братьев, за выход России к Черному морю, за славу русского оружия.
Как напутствие потомкам в 1839 году в Севастополе в честь капитан-лейтенанта Казарского, командира брига «Меркурий», и его экипажа был воздвигнут памятник (автор – академик архитектуры А.П. Брюллов), прославляющий подвиг во имя России. На пьедестале – лаконичная надпись: «Казарскому. Потомству в пример».
Так случилось, что с этим именем связаны величайший подвиг, трагическая гибель от рук лихоимцев и бесчестье его флотского сослуживца. История судьбы – в духе трагедий Шекспира. ПОДВИГ – ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР
Русско-турецкая война 1828–1829 годов шла на Кавказе и Балканах. Одна из главных задач Черноморского флота – не допустить выхода турок из Босфора в Черное море. 14 мая 1829 года на рассвете три русских корабля: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» были в дозоре у Босфора. Крейсируя на траверзе Пендераклии, они заметили приближающуюся турецкую эскадру в составе 14 вымпелов.
Дозорные поспешили предупредить командование. Командир «Штандарта» капитан-лейтенант Сахновский подал сигнал: «Взять курс, при котором судно имеет лучший ход». В это время на море был слабый ветер. Два быстроходных русских корабля сразу ушли вперед. «Меркурий» не отличался такой резвостью. На бриге поставили все паруса, в ход пустили и весла, по семь с каждого борта, но развить скорость для отрыва от турок так и не удалось.
Ветер посвежел, и бриг для лучших турецких кораблей представлялся легкой добычей. «Меркурий» имел на вооружении 18 24-фунтовых коронад для ближнего боя и две переносные 8-фунтовые длинноствольные пушки большей дальности стрельбы. В эпоху парусног
...
Читать дальше »
Просмотров:
495
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
07.02.2016
|
|
Военное обозрение Сегодня, 06:31 Автор Алексей Чичкин Первоисточник http://vpk-news.ru/articles/29010 Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен
В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.
Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.
Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.
Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи. Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.
Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечив
...
Читать дальше »
Просмотров:
549
|
Добавил:
lagnocawa
|
Дата:
07.02.2016
|
|
7 февраля 1981 года под Ленинградом разбился транспортный самолет Ту-104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 16 адмиралов и генералов. Всего катастрофа унесла 52 жизни.
Тогда были завершены плановые ежегодные учения ВМФ СССР и руководящий состав Тихоокеанского флота должен был вылететь с аэродрома в городе Пушкин Ленинградской области домой, во Владивосток.
Самолет ТУ-104 ВВС ТОФ едва набрав высоту около 50 метров, резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю, не выйдя за пределы взлетной полосы военного аэродрома.
Мгновенно вспыхнуло более 20 тонн горючего и все, кто был на борту – 6 членов экипажа и 46 пассажиров - погибли. Катастрофа в один миг фактически обезглавила советский Тихоокеанский флот.
Все погибшие были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда, где в 1983 году в их память был открыт мемориал.
Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля, в Ленинградском Николо-Богоявленском морском соборе, проходит панихида по погибшим. Родные и близкие ушедших, каждый год собираются вместе, чтобы почтить их память. 15 июня 2000 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе была установлена мемориальная доска с именами погибших в авиакатастрофе воинов, пополнившая мартиролог Военно-морского флота, сообщили в Санкт-Петербургском клубе моряков-подводников.
Ссылка: http://flot.com/2016/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C4/
Просмотров:
485
|
Добавил:
maksimov
|
Дата:
07.02.2016
|
| |